СЕМЕЙНЫЙ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

semyaСемейные узы не создаются сильными сами по себе — их надо укреплять с помощью совместно проведенного времени

 

Статистики подсчитали, что средний родитель общается со своим ребенком всего лишь четыре минуты в день. Печально, но это правда. Да и само общение носит крайне формальный, лишенный эмоциональной теплоты характер: «Уже поел? Что задавали? Иди умываться! Пора спать!» Вот и все… в крайнем случае — по поводу хорошей оценки: «Молодец!» И тут же добавим, сводя похвалу на нет: «Вот если бы ты всегда так старался, то…».

Однако правда еще и в том, что мы живем в материальном мире, где нужно и ходить на работу, и вести домашнее хозяйство — и часто у родителей на самом деле очень мало времени и сил остается для ребенка. Так можно ли все успеть?

Давайте попробуем, однако для этого важно соблюдать определенные условия:

  1. Работу оставляем на работе! Правильно распределите время и силы на своем рабочем месте так, чтобы не только не брать на дом незаконченные, срочные и т.п. дела, но и не переживать по этому поводу. Переступив порог дома, вы должны быть со своими близкими и физически и мысленно.
  2. Делитесь обязанностями! Покупки может сделать муж, уроки проверить — бабушка или репетитор (можно договориться об этой услуге с учителем). Не старайтесь героически взять на себя все обязанности и не тешьтесь иллюзией, что можете справиться со всем на отлично. Переоценивая свои силы, вы рискуете заработать синдром хронической усталости и полный развал во всех сферах: ваши близкие, привыкнув, что вы все берете на себя, просто не справятся сами.
  3. Определите, что важнее: чистота в доме или ваши отношения с ребенком.  Увы, домашняя работа бесконечна! Отсюда правило: домашнее хозяйство в будние дни должно отнимать у вас минимум времени. Для затратных по времени дел выделим один выходной:     а) перегладьте и развесьте в шкафу одежду на всю неделю; б) сделайте уборку; в) сделайте заготовки полуфабрикатов для приготовления еды
  4. Общение — это удовольствие! Конечно, хочется использовать то немного время, которое у вас есть для общения, с воспитательной целью, рассказать ребенку что-то поучительное. Все правильно, но давайте вспомним самих себя: перед сном вы читаете легонький детектив — или штудируете энциклопедию? Что выберете: документальный фильм с поучительным сюжетом — или комедию? То-то же! И наш ребенок — тоже человек и хочет поговорить об интересном и важном для него: о том, что поссорился с другом или что нарисовал сегодня.
  5. Помните, что вы собеседники! Это значит, что вы не только спрашиваете ребенка о его делах, но и рассказываете о своих. Это добавит теплоты в ваше общение, заставит ребенка гордиться вашим доверием, способствует лучшему пониманию: зная, что у вас сейчас трудности на работе, он сделает что-то по дому, не попросит лишний раз купить какую-то вещь. Можно, кстати, так донести до ребенка какую-то полезную мысль — например, в виде истории, которая произошла с вами или вашими знакомыми.
  6. Не наказывайте лишением общения! Ребенок всегда нуждается в общении с нами, ждет его с нетерпением. Возможно даже, что не сделанные к вашему приходу уроки — это неосознаваемое желание получить внимание со стороны родителей: ведь иначе на него не хватит времени! Вы можете с огорчением ему заметить, что сегодня у вас меньше времени поиграть или поговорить, потому что не сделаны еще уроки (не собран портфель и т.д.). Удовольствие от совместного общения скорее всего будет для ребенка стимулом сделать все до вашего прихода, чтобы больше времени провести с мамой (или папой). Когда общение — в удовольствие, то ребенок будет ждать его с нетерпением, а если будет лишен этой радости из=за не законченных вовремя уроков, то это будет для него стимулом сделать все до вашего прихода.
  7. Отношения важнее всего! Пусть для большинства родителей это прозвучит кощунственно, но они даже важнее уроков. Нет, я не призываю бросить все на самотек. Важно лишь помнить, что любая деятельность успешна, когда приносит приятные эмоции. А, к сожалению, все, что касается учебы, обычно бывает связано с упреками, ненужными сравнениями с одноклассниками или детьми наших знакомых. Между успешностью, счастьем и количеством знаний не стоит знак «равно», давайте не путать эти понятия. А вот хорошие отношения с родителями — очень действенный мотив для учебы: не хочется их огорчить; если папа и мама считают, что что-то важно для меня, то я это сделаю, даже если не хочется, и т.д.
  8. Делаем вместе! Когда мы говорим о том, что не уделяем достаточно внимания ребенку, что не хватает времени для общения с ним, то часто думаем, что для этого нужно сесть в тишине, в отдельной комнате или посвятить общению целый день, и т.д. На самом деле говорить можно и во время совместного приготовления ужина (даже сделать это вашей семейной традицией); за ужином; пригласив ребенка помочь развесить постиранное белье; по дороге в школу или на тренировку. а еще это могут быть походы за покупками, игра в шахматы, выгуливание собаки. Совместная деятельность очень укрепляет отношения, усиливает желание ребенка порадовать вас, делать работу, от которой чаще всего он уклоняется. Попробуйте-ка поручить детям вымыть посуду к вашему приходу! А вот вместе с родителями — другое дело.
  9. Важно качество общения, а не его количество! Лучше пусть это будет пятнадцатиминутный разговор перед сном о том, что действительно интересует и волнует ребенка, чем три часа нотаций по поводу грязных кроссовок и невыученных уроков.

Все это, конечно, всем известные вещи. Однако что же мешает нам это делать?

Главные помехи:

  • Нетерпение: мы пытаемся все изменения внедрить сразу, «с понедельника». Однако если мы сами и наши близкие привыкли к какому-то жизненному укладу, то его не возможно поменять быстро. Мы пытаемся все переделать, сталкиваемся с сопротивлением (иногда своим собственным) — ведь легче действовать по привычке! — и бросаем все с горькой мыслью: «Увы, не получилось!».

Вывод: вводим по одному изменению за один раз, и пока это новшество не вошло в привычку, к следующему не приступаем.

  • Ждем изменений со стороны близких: мы придумали, а наши близкие не стараются, не хотят поддерживать наши начинания. Мы злимся, ссоримся и снова все бросаем — с таким упрямым семейством у нас все равно ничего не получится!

Вывод: начинаем с себя. Многие перечисленные вещи потребуют изменения именно ваших установок и привычных способов реагирования. Помните главное правило? Не нужно менять весь мир — измени себя! Тогда с «новым» тобой мир начнет взаимодействовать по-другому.

  • Стереотипы: «У хорошей хозяйки всегда чистота!», «У хорошей матери ребенок учится хорошо!», «Я плохая мать, если мой семилетний ребенок не ходит на пять кружков и не выучил еще китайский язык!»  Стереотип — это привычная реакция или мысль, которая нам заведомо кажется правильной и единственно верной. Стереотипы часто облегчают жизнь, позволяют не тратить энергию на реагирование в банальных ситуациях. Но они же доставляют нам много проблем: зная, что у «хорошей» матери ребенок не должен болеть, я могу истрепать кучу нервов себе и ребенку, кутая его, оберегая от сквозняков (при этом такие дети болеют гораздо чаще).

Вывод: руководствоваться надо здравым смыслом, а не шаблонами «из головы». Ответьте себе на вопросы: откуда взялись мои представления о том, как поступать «правильно»? Что важнее — отношения или уборка? Грязная рубашка, которую вы, ворча, стираете или улыбка ребенка во время игры с вами?

Статистика, конечно, вещь полезная, и в будущем социологи, конечно, не перестанут подсчитывать то время, которое мы проводим с детьми. Давайте, выполняя перечисленные выше условия, постараемся сделать так, чтобы следующие подсчеты приятно удивили и их, и нас с вами. А если сейчас у вас все же остаются лишь четыре минуты для общения с ребенком, не огорчайтесь. Ведь в ваших силах наполнить эти четыре минуты пониманием и теплым, радостным общением!

rp_gamayun-150x150.jpg

Уважаемые читатели!

Напоминаю Вам, что я, Натали Панова, постоянно провожу семинары в Одессе, а также выездные. Темы предлагаемых семинаров смотрите на СТРАНИЦЕ >>>

Если Вам нужна консультация мастера по темам, перечисленным на СТРАНИЦЕ >>>, тогда записывайтесь, воспользовавшись ФОРМОЙ >>>

Кстати, записаться в предварительный список для участия в семинарах можно ЗДЕСЬ >>>

Для организаторов семинаров: связь через страницу КОНТАКТЫ >>>

Поделитесь данной информацией с друзьями в соцсетях, нажмите на кнопки, расположенные ниже.

Свои вопросы и мнения оставляйте в комментариях. Я в удовольствием отвечу Вам.

С уважением, НАТАЛИ ПАНОВА. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.